О Нас
 
 
 
Новости и Публикации

Прием денег у населения. В 2005 году терминалы по оплате мобильной связи и других услуг принесли компании «Элекснет» $12 млн. комиссионных. Вместит ли новый рынок всех желающих?

Журнал «Свой бизнес»
сентябрь 2006

В 2000 году группа предпринимателей, учредивших компанию «Элекснет», решила зарабатывать на оплате мобильной связи через банковские карты. К тому времени кредитками уже обзавелись многие москвичи, пользовавшиеся сотовой связью, и, казалось бы, новая услуга должна была пользоваться спросом. Как говорит президент компании «Элекснет» Юрий Мальцев, результаты разошлись с ожиданиями как минимум в два раза: даже по хорошим точкам число транзакций не превышало 60 в день. Постепенно все терминалы были «дооборудованы» устройством по приему более привычных в нашей стране наличных. И партнеры снова ошиблись в расчетах — но на этот раз сюрприз был приятным!

- Первый же терминал по приему наличных, установленный в одном из московских «Рамсторов», собрал 6 млн. руб. в месяц, — вспоминает председатель совета директоров компании Сергей Кузин. — Это было на порядок больше, чем мы предполагали, — терминалы фиксировали по 500 и 600 транзакций в день. Сегодня, как утверждают участники рынка, один терминал принимает почти в 10 раз меньше наличных — время «снятия сливок» безвозвратно прошло. Мешает ли это сегодня начать зарабатывать на приеме платежей через терминалы моментальной оплаты?

С чего начинать

- Самое главное в бизнесе по приему платежей от населения — установить терминал в проходном месте, — говорит Вадим Лейбин, генеральный директор компании «Международная корпорация беспроводных систем» (производит терминалы для приема платежей).

У каждого из предпринимателей, занимающихся приемом платежей за услуги через терминалы, есть собственный комплект мотиваций для арендодателей — сетей супермаркетов, торговых центров, вузов, метрополитена. Стандартный набор выгод для арендодателя выглядит так: предоставление посетителям супермаркета и торгового центра дополнительного сервиса, как следствие — привлечение новых клиентов, и, разумеется, сама арендная плата за 1 кв. м площади — именно столько необходимо для установки одного терминала, а иногда и двух (габариты терминала зависят от дизайна). Иногда арендодатель может отказать в сдаче заветного квадратного метра, сославшись, к примеру, на то, что в торговом центре уже работает точка сотового оператора, который принимает платежи.

- Любые спорные вопросы можно решить в процессе переговоров, — уверен Мальцев. — Надо понимать, что арендодатель тоже делает свой бизнес, и этот квадратный метр он, по большому счету, не сможет использовать никаким другим образом. Из 1300 с лишним терминалов «Элекснета», установленных в Москве, только один работает в часы, когда закрывается точка сотового дилера, арендующего площади в том же магазине. Надо ли говорить, что «цена вопроса» в данном случае — исключительно размер арендной платы либо разового вознаграждения арендодателя?

Как вспоминают Мальцев и Кузин, когда бизнес «Элекснета» только начинался, сложностей с арендой практически не возникало. Сейчас договариваться все сложнее.

- Проблема в том, что за последние годы в нашем бизнесе появилось множество «старателей», — рассуждает Мальцев. — Интерес к рынку приема платежей взвинтил арендные ставки: порой арендодатель просит за квадратный метр больше $5000 в месяц, хотя экономически обоснованной можно считать плату не более $500. Второй фактор, способствующий повышению арендной платы, это ограниченное предложение площадей при растущем спросе.

Как это работает

Договорившись об установке терминалов, их, понятно, нужно купить и установить. Если место выбрано правильно, то деньги, конечно, не польются рекой, как полились бы несколько лет назад, но ежедневно один терминал будет собирать 20-30 тыс. руб. Владелец терминала самостоятельно закладывает размер комиссии за перечисление платежа оператору или поставщику услуг ЖКХ, интернет-провайдеру и др. В Москве и Петербурге услуга обходится плательщику, как правило, в 3,5% от суммы платежа, в регионах — чуть дороже. Еще от 1 до 1,5% от суммы собранных платежей начисляет в качестве бонуса сотовый оператор. Деньги плательщика, оказываясь в терминале, тут же списываются с субдилерского счета компании, владеющей терминалом, и отправляются на счет сотового оператора или поставщика услуги. После запуска проекта самое главное — обслуживание сети. К примеру, если на счету компании закончились деньги, то терминал перестает осуществлять платежи. Время от времени нужно менять кассовую ленту и устранять случающиеся поломки.

Перспективы в двух столицах

Сегодня в Москве, по оценкам компании «Элекснет», установлено более 2100 терминалов по приему наличных. Более 1000 из них — терминалы самого «Элекснета», который занимает около половины столичного рынка. Остальной рынок поделен между несколькими игроками, построившими сеть из 100 и более терминалов: I-box (257 терминалов), «Спринт-Net» (166 терминалов), «Молния» (108 терминалов), Pay Station (90), «Е-трансфер» (76). Часть терминалов установлена банками: к примеру, в Москве приемом платежей занимается СДМ-банк, в Петербурге — Промстройбанк. Как говорит Мальцев, столичный рынок по приему платежей в части оплаты за услуги мобильной связи «остывает после перегрева». Так, по итогам 2005 года доля этого вида платежей в общей структуре оборота компании сократилась на 4,1% (до 87,7%). Зато растет доля платежей, связанных с банковскими продуктами — переводом денежных средств, погашением кредитов и т. д. По данным «Элекснета», ежемесячный рост внутри этого сегмента составляет 15-17%.

- Сейчас на банковские продукты приходится уже около трети платежей в нашей системе, а доля платежей за мобильную связь сократилась до 65-70%, — говорит Сергей Кузин.

«Элекснет» уделяет банковским платежам наибольшее внимание, связывая свое дальнейшее развитие с этой линейкой. Несколько иначе обстоят дела в Северной столице. Сегмент платежей за мобильную связь пока растет, а доля платежей по банковским продуктам в структуре оборота «Элекснета» уже превышает 50%, как говорит Юрий Мальцев.

Вперед, в регионы

Помните армейское «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»? Перспектив стать генералом на рынке терминалов моментальной оплаты в Москве и Петербурге у новичков практически нет. Другое дело — регионы. Здесь рынок ненасыщен и есть масса возможностей стать если не первым, то заметным и успешным игроком. Как, к примеру, тверская компания «Санрайз», учрежденная Сергеем Павловым и двумя его партнерами четыре месяца назад. 27-летний Павлов сотоварищи пришли в бизнес по моментальной оплате услуг из бизнеса игорного. В течение последних трех лет они устанавливали в родной Твери игровые «столбики», работая в качестве наемных менеджеров за зарплату и процент от прибыли. Расстаться с этим источником доходов, а заодно и начать собственное дело Павлова заставили последние изменения в законодательстве, направленные на борьбу со «столбиками».

- За последнее время многие операторы игорного рынка переключились на терминалы по оплате услуг, поскольку с технической точки зрения рынки можно назвать смежными, — так объясняет Павлов свой новый бизнес-интерес. — И хотя пока мы только вкладываем деньги, не видя прибыли, я верю, что потенциал бизнеса огромен: к концу первого рабочего дня мы вынули из терминала 500 руб., а сегодня он собирает десятки тысяч рублей. Пока партнеры установили 10 терминалов в крупных тверских сетевых магазинах «Волжанка», «Тверской продукт» и «Пеликан», в планах установить еще 15-20 устройств, а затем заняться освоением Тверской области. Кстати, результаты, которых пока не видят учредители «Санрайза», уже успели заметить владельцы салонов сотовой связи, расположенных в тех же супермаркетах, где установлены терминалы компании.

- Слышал, что они уже косо смотрят на ребят: посетители салонов предпочитают быстро пополнить счет через стоящий неподалеку терминал, а не стоять в общей очереди с покупателями телефонных аппаратов, — отмечает Вадим Лейбин из «МКБС».

«Чем я лучше?»

Очевидно, что рынок мобильных платежей становится все более конкурентным. Поэтому, прежде чем заняться «моментальным» бизнесом, стоит задать себе вопрос: «Чем я лучше лидеров?». Тот же «Элекснет» обладает не только серьезными материальными средствами для развития, но и компетенцией. К примеру, в 2005 году компания привлекла финансирование фонда прямых инвестиций Mint Capital. Помимо вложенных $10 млн., Mint Capital помогает «Элекснету» в привлечении дальнейших финансовых ресурсов, развитии бизнеса в России и за ее пределами, построении стратегии развития с учетом западного опыта рынка.

Интерес западного фонда к российскому рынку приема платежей и платежных систем не случаен. По мнению Глеба Давидюка, партнера фонда Mint Capital, он по-прежнему обладает значительным потенциалом развития — с точки зрения как географии, так и дальнейшего расширения спектра предоставляемых услуг.

Наталья Ризова

На поля

«Элекснет»

Компания основана в 2000 году. Единственный из операторов рынка терминалов реализует полный бизнес-цикл — от производства терминалов, процессинга платежей до установки и эксплуатации собственной сети. В Москве у «Элекснета» около 1200 терминалов, в Петербурге — около 200. Также работает в Казани, Смоленске, Алма-Ате. В штате более 300 сотрудников. В 2005 году компания приняла платежей на сумму $346,6 млн., валовой доход — $12 млн.

Телефон: (495) 787-29-64

www.elecsnet.ru

Цифры

По данным CNews Analytics, обороты крупнейших в России электронных платежных систем в 2005 году составили:

CyberPlat — $1120 млн.

E-port — $740,5 млн.

WebMoney — $647,9 млн.

ОСМП — $498 млн.

«Элекснет» — $346,6 млн.

Розничные платежи только за сотовую связь составили в 2005 году $7 мрлд.

Сколько можно заработать?

Счет В ср. за месяц, $ В ср. за месяц, %
Месячная валовая выручка1 11 200 100
Расходы 5300-7300 47,3-65,2
В том числе
- зарплата сотрудников (2 чел.) 1300 11,6
- аренда офиса (15 кв. м) 650 5,8
- оплата услуг интернет-оператора (на 10 терминалов) 350 3,1
- аренда места под терминалы 3000-5000 26,8-44,7
Прибыль (без учета налогов) 3900-5900 34,8-52,7

На такой результат может рассчитывать владелец 10 терминалов, установленных в разных районах города, в случае, если каждый из терминалов собирает в день 20 000 руб., их обслуживанием и инкассацией занимается один сотрудник, и еще один обслуживает звонки в клиентский центр поддержки. Расчет сделан по опросу предпринимателей.

1 Под выручкой понимается комиссия в размере 5% от уплаченных пользователями услуг средств (3,5% — стоимость операции, 1,5% — бонус от оператора).

 
 
   
  О НасНаш ПодходИнвесторамКонтактыEnglish