О Нас
 
 
 
Новости и Публикации

Лектор поневоле

Карен Газарян
Бизнес
6 октября 2006

На одной из недавних встреч с олигархами, которых теперь принято именовать представителями крупного бизнеса, президент Путин посоветовал им больше внимания уделять образованию в стране. И, поелику «не должен царский глас на воздухе теряться попустому, как звон святой…», представителям крупного бизнеса придется как-то просоответствовать. Но как? Спонсировать вузы? Отправлять российских студентов в массовом порядке получать образование на Западе, что до сих пор они любили проделывать лишь с собственными детьми? Вариантов много. Ясно одно: образование нуждается во внимании со стороны бизнеса. И не только крупного.

На самом деле ничего страшного или угрожающего в президентских словах нет. Если президент решил доверить крупному бизнесу такую ответственную область, как образование, значит, он этому бизнесу доверяет. С другой стороны, крупных бизнесменов нет смысла заставлять что-то делать для образования. Они и сами стремятся к молодежи.

Например, в моду вошло чтение лекций. А один крупный в прошлом бизнесмен Леонид Невзлин успел побывать даже ректором РГГУ — Российского гуманитарного университета.

По совершенно несвязанным с образованием причинам он не успел добиться на этом посту впечатляющих успехов… Другие крупные бизнесмены предпочитают все же не чистую благотворительность, а вузы профильные, экономические. Оно и понятно.

Каждый при деле

Сергей Богданчиков, президент «Роснефти», в некотором смысле сегодняшний Невзлин, заступил на должность заведующего кафедрой глобальной энергетической политики и энергетической безопасности в Международном институте энергетической политики и дипломатии МГИМО. Владимир Лисин, президент НЛМК, является профессором кафедры проблем рынка Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. Постоянно выступает с лекциями глава ЛУКОЙЛА Вагит Алекперов. Владимир Потанин сам лекций не читает, зато создал благотворительный фонд. Олег Дерипаска возглавляет попечительский совет Высшей школы бизнеса Московского университета имени Ломоносова. Словом, каждый при деле.

Людям подобного масштаба чтение лекций приносит PR-дивиденды и в какой-то степени обеспечивает президентскую благосклонность. То, что президент крупнейшей корпорации или холдинга снисходит до студентов, создает ему имидж демократичного руководителя.

Практической, а уж тем более финансовой пользы извлечь из подобной преподавательской работы нельзя, да они и не стремятся. Это в чистом виде представительство- полезное, надо отметить, всем участникам процесса. Потому что известный на всю страну человек читать лекции спустя рукава не станет и нести откровенную «пургу» не будет- об этом сразу узнает это самая страна.

Но чтение лекций бизнесменами может быть и вполне прикладным. Средний и малый бизнес нуждается в квалифицированных кадрах, но средние и малые бизнесмены никому не известны, в отличие от Потанина и Алекперова.

А студенческая скамья — отличный кадровый резерв. Поэтому средний и малый бизнесмен, занимающийся преподавательской работой, должен преследовать цели не только просветительские, но и вполне прагматические.

Глеб Давидюк, партнер фонда прямых инвестиций Mint Capital, находит время для преподавания на курсе Executive MBA в Стокгольмской школе экономики. «Мне приятно поделиться своим многолетним опытом и увидеть воочию отдачу от этого процесса. Когда тебе демонстрируют свое уважение и постоянно приглашают для новых выступлений, это доставляет профессиональное удовлетворение. Бизнес-школа чем-то похожа на бизнес-конференцию, но в бизнес-школе люди обычно более мотивированны. В них чувствуется больше живого интереса, поэтому дискуссии получаются интереснее и могут привести к конкретному бизнес-результату.

Две мои лекции из четырех привели к тому, что мы рассматривали совместно реальные бизнес-проекты людей, которые в этой школе обучались. Кому-то можно дать полезный совет по трудоустройству, кто-то может представлять для тебя интерес как будущий сотрудник твоей компании».

Владельцы для владельцев

Виктория Басак, менеджер московского отделения Стокгольмской школы экономики, говорит: «Как правило, приглашенным преподавателям интересен не только опыт сотрудничества с бизнесшколами, но и общение с самой группой. Слушатели программ — владельцы бизнеса, руководители высшего звена, обладающие богатым и интересным опытом, поэтому общение guest-speaker с группой получается достаточно продуктивное и полезное для обеих сторон. Также лекции в бизнесшколах для приглашенных преподавателей — это еще и возможность рассказать о своей компании целевой аудитории».

В некотором смысле занятие превращается в пролонгированное собеседование. Ведь собеседование — это оценка качеств не только претендента на должность, но и работодателя. Поэтому обоюдный контакт очень важен. Лекция дает возможность его осуществить.

Конечно, если преподавательбизнесмен не ведет себя, как Саваоф на горе Синай, вещающий нечто непреложное монотонным голосом в мертвой, почтительной тишине. «Сплав знания и опыта является безусловным преимуществом guestspeaker.

Здесь важно то, что преподаватель выступает в роли не только лектора, но и в роли высококвалифицированного консультанта. Занятия с участием преподавателей-практиков всегда проходят в очень интерактивном формате, слушатели имеют возможность проконсультироваться, опробовать, обсудить свои идеи.

Бывает, что среди слушателей действительно оказываются те, кто заинтересован в сотрудничестве с приглашенным лектором. Но, как правило, это сотрудничество заключается в совместных проектах, нежели в смене работы»,- утверждает Виктория Басак.

Парадоксы навыка

Впрочем, совместные проекты — это только начало. Да и никто не утверждает, что такое совмещение интересов должно быть единственной целью преподавателя-бизнесмена и слушателя-клерка. Это не так.

Любое расширение возможностей для обеих сторон полезно. Но всегда важно следить, чтобы подобное бизнеспреподавание не превращалось в рутину. Иначе лекторбизнесмен очень скоро превратится в малосимпатичного субъекта, от которого студентов будет тошнить, да и ему самому осточертеет это занятие.

Для этого, конечно, надо развивать практику чтения лекций в разных бизнес-школах, на разные темы и не слишком часто. Правда, тут возникает парадокс: как же присмотреться к студентам получше, если лекций мало, а студентов много, и к тому же из разных школ? Вероятно, эту проблему можно решить, лишь приобретя соответствующий навык. Заодно можно будет оценить уровень разных бизнес-школ и уровень разных приглашенных ректоров. Все постепенно придет в равновесие. Впрочем, некоторые вузы в последнее время заключают договоры с бизнесменами на чтение лекций на постоянной основе. Из этого тоже можно извлечь выгоду.

Специалист-практик, который ближе собственно к бизнесу, вполне в состоянии сделать существенные замечания относительно методики преподавания в том или ином вузе, и если эти замечания будут восприняты адекватно, то могут пойти на пользу учебному процессу в целом.

Людмила Лунькова, президент Московского клуба предпринимателей, говорит, что раньше вузы бизнесменов читать лекции не приглашали.

Эта практика возникла лишь в последние годы. «Но приглашать настоящих, живых предпринимателей стоит однозначно. Ведь во ВГИКе студентов учат настоящие актеры, а не просто теоретики. Или представьте себе учителя игры на скрипке, который не умеет на ней играть, а знает только сольфеджио. Присутствие бизнесменов в бизнес-школах пойдет на пользу всем и всему, включая посещаемость. Я не верю, что какой-нибудь студент захочет прогулять лекцию, например, Коркунова или Дымова, как он прогуливает лекции профессора по экономике»,- считает Людмила Лунькова.

Опасаться, что профессорско-теоретическое лобби восстанет против этой практики, убоявшись конкуренции бизнесменов-практиков, не следует. Конкуренция существует не только в бизнесе. Между образовательными учреждениями конкуренция тоже имеет место быть. И она заставит их идти в ногу со временем. Причем с течением времени надобность в специальных президентских указаниях на этот счет постепенно будет снижаться, а потом и вовсе отпадет.

 
 
   
  О НасНаш ПодходИнвесторамКонтактыEnglish